text История народных сказкок безгранична и велика. С появлением человечества и до сих пор народы слагают сказки, легенды, присказки и т.п. Сказки и рассказы размещенные на нашем сайте помогут вам поближе познакомиться с народными сокровищами.


ашваттха
Индийская мифология

растение

ашваттха (др.-инд. asvattha - "лошадиная стоянка") - в ведийской и индуистской мифологии - сакральное фиговое дерево, наиболее частый вариант мирового дерева в Индии.

Ашваттха поминается уже в "Ригведе", нередко встречается в брахманах, упанишадах и эпосе.

Во многих случаях, когда даётся описание мирового дерева, речь идёт именно об ашваттхе. В частности, оно имеется в виду в знаменитой загадке из "Ригведы": "Две птицы, соединённые вместе друзья, льнут к одному и тому же дереву. Одна из них ест сладкий плод, другая смотрит, не прикасаясь к плоду... На вершине этого дерева, говорят, есть сладкий плод, и к нему не стремится тот, кто не знает прародителя" (две птицы - солнце и лука, день и ночь и т. п.).

Космические функции ашваттхи подчёркиваются уже в "Атхарваведе" ("С неба тянется корень вниз, с земли он тянется вверх") и особенно в упанишадах, где элементы ашваттхи соотносятся с разными частями макрокосма и создают основу для далеко идущих классификаций. Если части ашваттхи моделируют мир, то, входя в тетраду других деревьев, воплощающих идею мирового дерева, оно может принимать участие и в моделировании социальных и религиозно-ритуальных структур. Так, в Индии издревле известен ритуал, в котором с царём последовательно соотносится каждое из четырёх сакральных деревьев, из них изготовляются ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырёх варн. Чашу из ашваттхи подносит вайшья, из ньягродхи - знатный друг, из удумбары - кшатрий, из палаши - жрец.

В "Махабхарате" говорится о браке бездетных жён с деревьями, и в связи с этим выступают ашваттха и удумбара, что может быть истолковано как отражение образов мужа и жены.

Ашваттха выступает как существенный элемент в некоторых конкретных мифологических сюжетах. Так, в сказании о Пуруравасе и Урваши, Нуруравас срывает ветки с деревьев ашваттхи и шами, трёт их друг о друга и добывает священный огонь, разделённый натрое: огонь для домашних обрядов, огонь для жертвоприношений и огонь для возлияний.

Ашваттха, как и некоторые другие деревья, играет определённую роль и в ритуале. В связи с ашваттхой восстанавливаются два весьма архаичных мотива, которые в более позднее время могли соотноситься с деревом вообще или деревьями других видов. Первый из этих мотивов - человек на дереве, и они оба рассматриваются как образ вселенной. Иногда этот мотив формулируется более конкретно: женщина у мирового дерева. Этот мотив отсылает в конечном счёте к ритуалу человеческого жертвоприношения у мирового дерева. Второй мотив - конь у мирового дерева. Хронологически он продолжает первый мотив и связан с переходом от ритуала жертвоприношения человека к жертвоприношению коня. Многочисленные индоевропейские параллели подтверждают древние истоки обоих этих мотивов.


CITY MYTH Обмен qiwi rub на payeer rub superchangi.ru.
 




  

Анонсы:

right
© CityTLT - город мифов
Копирование материалов сайта только при наличии гиперссылки на источник
Rambler's Top100