text История народных сказкок безгранична и велика. С появлением человечества и до сих пор народы слагают сказки, легенды, присказки и т.п. Сказки и рассказы размещенные на нашем сайте помогут вам поближе познакомиться с народными сокровищами.


Агни
Индийская мифология/Ведийская мифология, Индийская мифология/Классическая индийская мифология

бог

Агни (др.-инд. Agni - "огонь") - в ведийской и индуистской мифологии - бог огня, домашнего очага и жертвенного костра.


Агни. Партарпунья, Зап. Бенгалия. Ок. 10 в.

У Агни много имен, хотя главное из них хранится в тайне: он - асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. п. Из его эпитетов наиболее известны: Джатаведас - "знаток всех существ" (или "знающий о [предшествующих] рождениях"), Танунапат - "сын самого себя", Вайшванара - "принадлежащий всем людям", Нарашанса - "хвала людям".

Варианты происхождения Агни многочисленны: он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия, его родители - небо и земля. Агни - сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он един (бог) и множествен (жертвенные костры). Также часто говорится о тройственной природе Агни - он родился в трёх местах: на небе, среди людей и в водах, у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка.

Облик бога огня не ясен. При слабой антропоморфизации Агни (часто очень сложно определить, идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у Агни три головы и ни одной головы). Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме или цвету (золотой, сияющий). У Агни много ипостасей: огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра. Он и старый и молодой. Именно для Агни характерны длинные ряды отождествлений типа "Ты, Агни, - Индра..., ты, Агни, - царь Варуна, ты, Агни, - Анша, ты, Агни, - Тваштар..., ты, Агни, - Рудра...". Агни постоянно сравнивается с разными богами, людьми, животными, птицами и отдельными предметами.

По числу упоминаний в "Ригведе" Агни занимает второе место после Индры. Он упоминается в около 200 гимнов. Для большинства гимнов характерно, что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живёт в воде, знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны, наблюдает за всем на свете, правит законом, приводит богов на жертвоприношение. Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов,приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов и т. п.

Царь жертвенной соломы, хотар посреди дома, Бича повелитель, Агни, принести готовый Жертву обоим мирам. Он, сын праведной силы, Издали, как Сурья, пламя свое простирает. О, достойный жертвы, идущий издалека,- в тебе Небо само вершит сполна жертвоприношенье, о царь. Трех виталищ хозяин, подобный крылу, достигающему до цели, Прими возлияния жертвенные, дары людей! Царь дерева, чей жар наисильнейший, в венце из спиц, Вспыхнул, разросся, как бич возницы в пути... ...они восхищаются его блистаньем, Когда он стелется по земле, легко обтесывая деревья, Как бегун, что срывается с места по знаку! Как неисправный должник, метнулся он по земле иссушенной! О скакун, от хулений оборони нас, Когда возжигают тебя, о Агни, вместе с другими Агни! Ты приносишь богатство, ты пресекаешь беды. Да возликуем мы, доблестные, живя сто зим! Ригведа Гимн Агни (VI, 12) Агни является главным из земных богов. Он - персонификация священного огня и стоит в цетре основного древнеиндийского ритуала. Основная его функция - посредничество между людьми и богами: священный огонь возносит жертву языками пламени на небо. В эпический период Агни сохраняет свои прежние функции. Но его функция как космической силы вводится в рамки учения о четырёх мировых периодах, а его функция как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Как особое божество Агни отходит на второй план, становясь одним из четырёх или восьми хранителей мира, ему отдаётся во власть юго-запад, иногда и восток.

Связи Агни с богами очень многообразны. В текстах он выступает вместе с адитьями, Индрой, марутами, Ямой, Сомой и другими, но эти связи, как правило, не образуют сюжета. Из отдельных сюжетов и мотивов с участием Агни можно отметить несколько - Агни прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек; Агни соблазняет жён мудрецов и рождает бога войны Сканду; Агни превращается в голубя, а Индра в сокола; повинуясь Брихаспати, Агни оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры; мудрец Бхригу проклинает Агни за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы; Агни исцеляет Индру; Агни посылается Индрой к царю Марутте; Агни как предводитель васу; при создании богини Кали Агни даёт ей глаза и копьё; Агни - сын Ангираса (пураны), но Ангирас - приёмный сын Агни (Махабхарата); Агни - муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения, и др. Эти сюжеты и мотивы недостаточно чётки. В них Агни обычно выступает как зависимый персонаж - посланец, посредник, проводник, спутник.

Культ обожествлённого огня в том виде, как он засвидетельствован в ведах, восходит к периоду индо-иранского единства. Само имя Агни обнаруживает надёжные индоевропейские параллели - слав. огнь, литов. ugnis, лат. ignis и др.


CITY MYTH Информация ламинат у нас. | Детальное описание kbe окна на нашем сайте.
 




  

Анонсы:

right
© CityTLT - город мифов
Копирование материалов сайта только при наличии гиперссылки на источник
Rambler's Top100