text История народных сказкок безгранична и велика. С появлением человечества и до сих пор народы слагают сказки, легенды, присказки и т.п. Сказки и рассказы размещенные на нашем сайте помогут вам поближе познакомиться с народными сокровищами.


Ахурамазда
Иранская мифология

бог

Ахурамазда (Ахура Мазда(авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд (пехл.)) - в иранской мифологии - верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов. Буквальное значение имени - "господь мудрый". Первоначально имя Ахурамазды, скорее всего, выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах "Младшей Авесты".

"Авеста", в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Юпитер, Индра, Перун и т. д.), изображала Ахурамазду жрецом. Он сотворил мир усилием или посредством мысли и требовал себе духовного поклонения, молитвы перед священным огнём. В честь Ахурамазды допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком.

Учение Заратуштры содержало представления о личном избранничестве Заратуштры Ахурамаздой как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, о грядущей победе Ахурамазды и его приверженцев над силами зла и об ответственности каждого живущего существа перед верховным богом.

Спросил Ахура-Мазду Спитама-Заратуштра: "Скажи мне Дух Святейший, Создатель жизни плотской, Что из Святого Слова И самое могучее, И самое победное, И наиблагодатное, Что действенней всего?... ...Ахура-Мазда молвил: "Мое то будет имя, Спитама-Заратуштра... ...И молвил Заратуштра: "Скажи мне это имя, Благой Ахура-Мазда, Которое великое, Прекрасное и лучшее, И самое победное, И самое целебное, Что сокрушает больше Вражду людей и дэвов, Что действенней всего! Тогда я сокрушил бы Вражду людей и дэвов, Тогда я сокрушил бы Всех ведьм и колдунов, Меня ж не одолели бы Ни дэвы и ни люди, Ни колдуны, ни ведьмы". Ахура-Мазда молвил: "Мне имя - Вопросимый, О верный Заратуштра, Второе имя - Стадный, А третье имя - Мощный, Четвсртое - я Истина, А, в-пятых,- Все-Благое, Что истинно от Мазды, Шестое имя - Разум, Седьмое - я Разумный, Восьмое - я Ученье, Девятое - Ученый. Десятое - я Святость, Одиннадцать - Святой я, Двенадцать - я Ахура, Тринадцать - я Сильнейший, Четырнадцать - Беззлобный, Пятнадцать - я Победный, Шестнадцать - Всесчитающий, Всевидящий - семнадцать, Целитель - восемнадцать, Создатель - девятнадцать, Двадцатое - я Мазда. Молись мне, Заратуштра, И днсм молись, и ночью, Свершая возлиянья, Как это подобает. Я, сам Ахура-Мазда, Приду тогда на помощь... Авеста, Гимн Ахура-Мазде (Яшт 1, 1-9) Ахурамазда сотворил всё бытие и облёк предшествовавшие духовные формы плотью. Считалось, что он заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела (триада - Ахурамазада, Аша Вахишта, Boxy Маха) и тем усилить лагерь добра в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью.

Творенье почитаем Святого Благочестья... Что первые поистине Из праведных от Истины. Из всех самым великим Владыкой и главою Ахура-Мазда будет - На гибель Анхра-Манью И Ярости кровавой, И всех мазанских дэвов, Всех дэвов на погибель И грешников-лжецов, - К победе благодатного Ахура-Мазды светлого, И всех Святых Бессмертных, И Тиштрии-звезды, Блестящей и счастливой, И праведного мужа, К победе всех творений Святого Духа праведных. Авеста, Гимн Ахура-Мазде (Яшт 1, 32) Ахурумазда в "Гатах" стоит над борьбойзла и добра, пребывая в сфере чистой духовности "менок". Но по "Младшей Авесте" он лично участвует в этой борьбе, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях.

В "Ясне семи глав" образ Ахурамазды более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, "телом", назван огонь (Атар), а небесные воды - его жёнами. "Яшт" 17 величает Ахурамазду отцом Аши, Сраоши, Рашну, Митры и самой религии, а его супругой названа Спента Армаити (Армайти). Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, Ахурамазда выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н. э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактовали его царём-миродержцем: он "всемогущ, велик, победоносен".

Помимо этих двух основных трактовок, в "Авесте" сохранились остатки архаических представлений. "Ясна" и "Яшт" 13 донесли до нас раннеиндоиранский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной тверди.

Показательно, что каноническая "Авеста" умалчивала о происхождении Ахурамазды. Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана. В "Гатах" Ахурамазда являлся отцом святого духа Спента-Майнью и духа зла Ангро-Майнью. В "Младшей Авесте" Спента-Майнью является ипостасью, творческим аспектом Ахурамазды.


CITY MYTH Производство пружин новосибирск изготовление пружин под заказ в новосибирске. | Сканирование 3d принтеры и периферия печать и сканирование.
 




  

Анонсы:

right
© CityTLT - город мифов
Копирование материалов сайта только при наличии гиперссылки на источник
Rambler's Top100